Вишенка на торте
Если бы кулинарные достижения можно было приравнять к спортивным, могилевчанка Наталья Шарай носила бы звание олимпийской чемпионки. Собственно, и медалей за победу в международных конкурсах у нее хоть отбавляй, в том числе и золотых. А чтобы их завоевать, выложиться нужно не меньше, чем на стадионе. Чемпионаты мира по кулинарии — баттлы еще те: за победу там сражаются именитые мастера из десятков стран. Наталья со своими работами вошла в топ-5.
Дело случая
Волосы в хвост, изящная походка, искренняя улыбка — до солидности мэтра, казалось бы, Наталье Шарай еще далеко. Но близкие и коллеги знают: за внешней легкостью кроются упорство, бесконечная жажда знаний и, конечно же, большой талант. Было дело — земляки даже на улице узнавали. Ну а в кулинарных кругах могилевчанка и вовсе фигура знаковая. На международных чемпионатах ее ждут, приветствуют, расспрашивают о новых работах. А мастер всякий раз признается: в основе сладких фигур, композиций и инсталляций не только мастика, карамель или шоколад, но прежде всего — труд. Сложно поверить, но в профессию, которая привела ее на вершину кулинарного искусства, девушка пришла совершенно случайно.— Я с родителями жила в России. А когда получила аттестат зрелости, решила перебраться в Могилев — к бабушке. Документы, долго не раздумывая, отнесла в кулинарное училище. И освоила там сразу две специальности — повара и кондитера, — вспоминает Наталья.
Молодой специалист ставку сделала на кондитерское дело — там, как ни крути, куда больше простора для фантазии. Распределилась в ресторан на станции Могилев.
— Тогда в ходу были кремово-бисквитные пирожные, и одни из самых популярных — с розочками. Вы не представляете, как мне хотелось научиться эти розочки крутить, — призналась мастер. — Все пыталась подсмотреть, как опытная коллега это делает, но увы: та закрывалась, поворачивалась спиной — не хотела, чтобы ее знания кто-то перенял. Возможно, стремилась быть незаменимой?
Но я не сдалась: тренировалась дома, на маргарине — лепила по вечерам. Интернета и каких-либо пособий не было, все постигалось на практике. Но в итоге ведь получилось!
Каждая из работ — эксклюзив!
Дорога привела в Рим
Девушку от Могилевского отделения железной дороги отправили на отраслевой конкурс кулинаров:— Брестчане оказались куда более продвинутыми — и в применении материалов, и в дизайне сладостей. Особенно удивили желтые орхидеи — настоящее произведение искусства! А у нас даже пирожные были в несколько раз «весомее», чем требовалось по условиям соревнования.
Тем не менее оригинальный подход Шарай к оформлению лакомств и их вкус судьи тоже оценили — могилевчанке достался приз за третье место. Без наград не возвращалась с конкурсов и тогда, когда перешла в коопторг. Все это придавало силы. А еще дипломы и награды помогли осуществиться мечте — попасть на работу в Могилевхлебпром, сейчас это компания «Домочай». Девушка не скрывает, что очень признательна генеральному директору Наталье Подлесных, которая создала все условия для того, чтобы кондитер 4-го производства стала профи с мировым именем: из собственного кармана оплатить стажировку в Москве или участие в конкурсах было бы нереально.
Одна из первых громких побед Натальи — золото на конкурсе «Королева выпечки — 2010» в Минске. А вскоре звездный кондитер отправилась в Рим на международную кондитерскую выставку — чтобы присмотреться, кто с чем туда приезжает.
Столицу Италии, призналась Наталья, видела разве что из окна автобуса. Но впечатления все равно привезла незабываемые.
О, Чарли!
Позже Шарай побывала в Италии уже с собственными работами. И не только: фантастическим композициям могилевчанки рукоплескали многие европейские города, принимавшие конкурсы кондитеров. К примеру, жюри и соперников международного чемпионата по кондитерскому искусству в Римини в 2014-м потряс ее карамельный Чарли Чаплин. Скульптуру высотой 160 сантиметров автор «выдувала» больше месяца — только сахара на нее ушло более 30 килограммов! С Чарли Наталья первой из белорусок вошла в топ-5 лучших кондитеров мира, и эту планку продолжает держать до сих пор.— Мало кто верит, но никакие эскизы я не рисую. Вообще не могу сказать, что когда-то увлекалась рисованием или к этому есть особые способности. Как рождаются идеи? Очень просто: появляются в голове. Надо их оттуда вынуть, определиться с материалом, придать форму, — приоткрыла секреты своего творчества мастер.
На деле, конечно, все куда сложнее. Недели кропотливого труда, расчетов, разочарований и даже потерь — когда готовые конструкции разбиваются или разваливаются. Случалось, что по полсуток кряду приходилось работать, зато и радость от полученного результата тоже не передать. Иногда бывали непредвиденные ситуации в самые неподходящие моменты.
Наталья Шарай с белорусскими коллегами-кондитерами (вторая справа в первом ряду).
— В Люксембурге — а туда мы вместе с другими белорусскими кондитерами поехали на Всемирный кулинарный кубок — вдруг вижу, что голова моего шоколадного фермера отвалилась. Конечно, я расстроилась. Однако быстро собралась и стала делать все возможное, чтобы восстановить фигуру. Может, не так идеально все получилось, но справилась.
И без награды, к слову, тоже не осталась.
Сладости от-кутюр
Мастер не скрывает: высокие оценки жюри для нее — не самоцель. Куда важнее проверить свои возможности, увидеть реакцию зрителей, получить оценку коллег. Тем более что предела совершенству нет: нередко после триумфа Наталья видит — там и тут в чудо-торте можно было бы что-то исправить, добавить или отнять. Но надо двигаться дальше, приступать к новой работе. И в этой динамике тоже особая притягательность. Баба Яга, Маргоша, кот Феликс, кукла Боня — всех персонажей уникального автора сладостей не перечислить, и ни в одном из них мастер не повторилась. Не зря ведь снискала славу королевы тортов!
Одна из последних больших наград — золотая медаль Всемирной кулинарной олимпиады в Штутгарте. Там Наталья блеснула с «Чародейкой Хильдой» — композицией 45 килограммов весом из шоколада, карамели, сахарной пасты, марципана. Неудивительно, что уже сам перечень сладких исходников наводит на крамольные мысли: а можно ли такую красоту есть?
— В принципе — да. Но, по большому счету, создается она не для этого, — призналась Шарай. — А чтобы показать, на что ты способен. И, разумеется, внести свою лепту в то, чтобы жизнь стала прекраснее. Это как мир высокой моды в кондитерском деле.
Кстати, Наталье в буквальном смысле слова довелось участвовать и в Неделе высокой моды в Москве: там она продемонстрировала «съедобные» наряды.
— Жаль, что из-за пандемии такие праздники поставлены на паузу, — говорит Шарай.
Зато есть больше времени, чтобы подумать, с чем выступить на следующих конкурсах. Рано или поздно, но эпидемия закончится, а желание творить остается навсегда.
markova@sb.by
Фото из личного архива Натальи ШАРАЙ.